Литургия

"Дорогие мои, если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую – Божественную Литургию, то чаша Божественной Литургии перевесит. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, до тех пор, пока это счастье не отнимется от него..."
писал святой Иоанн Кронштадский.

"Божественная Литургия есть великий чудный дар:", продолжал он, - "ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь. Они миллиардами слетаются туда, где приносится Безкровная Жертва, и с трепетом предстоят пред Святым Престолом, закрывая лица и прославляя Великую Тайну, совершаемую здесь."
Боже́ственная литурги́я (греч. Θεία Λειτουργία — «Божья служба») — главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии.
Литургия состоит из нескольких частей:

  • Проскомидия
  • Литургия оглашенных
  • Литургия верных

Проскомидия

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) – принесение; προσκομίζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии
Когда и где совершается проскомидия?

Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения.

Кто может совершать проскомидию?

Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон.

Какие хлеб и вино используются при совершения проскомидии?

Для проскомидии подходят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также называемый просфорой, должен быть квасным, пшеничным, круглым, чистым, свежим, двусоставным (то есть состоящим из двух частей: верхней и нижней); вино для проскомидии требуется виноградное, красное, поскольку красный цвет напоминает цвет крови (хотя в Румынской Православной Церкви (одной из Поместных Православных Церквей) допускается и белое вино). На практике для проскомидии используется кагор, что, однако, не является требованием Устава.

С чего начинается проскомидия?

После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы.

Из самой большой просфоры вырезается Ангец — хлеб в форме куба, который на Литургии станет Телом Христовым.

В Чашу наливается вино, растворенное в небольшом количестве питьевой водой.
Зачем нужны другие просфоры?

Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день (Иоанна Златоуста или Василия Великого). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца.

Из пятойза умерших (усопших), эти частицы кладут ниже частиц вынутых за живых.

В древности христиане сами пекли просфоры (а в Греции такая практика встречается и сейчас), приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.
Зачем нужны малые просфоры?

Из малых просфор – их количество не ограничивается – вынимаются частицы о здравии и упокоении православных христиан. Их имена содержатся в записках, подаваемых прихожанами «На проскомидию». Вынутые частицы священник помещает на дискосе вместе с частицами из четвертой и пятой просфор.

Как и за кого подавать записки на проскомидию?

Записки «на проскомидию» – это самое важное поминовение о живых и усопших. Традиционно они подаются в церковную лавку вечером накануне главного церковного богослужения – Литургии – или утром до начала Литургии.
Записки прочитывают и вынимают частицы на Проскомидии.
(То есть до начала пения хора)
Если записка подана позднее, то есть вероятность, что она будет прочитана на уже на следующей Литургии.


Обычно в одной записке упоминается до десяти имен, при этом имена указываются в полной форме, родительном падеже (протоиерея Сергия, болящей Нины, Геннадия, непраздной Евгении, младенца Феодора, Николая и т. д.). Первыми указываются имена священнослужителей. Если имена пишутся не на готовом отпечатанном бланке данного храма, можно на чистом листке бумаги соответствующего стандартной записке размера самостоятельно изобразить восьмиконечный православный крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».

Кого можно поминать на проскомидии?

В записках пишут имена только крещеных в Православной Церкви. В некоторых храмах, особенно монастырских, записки на проскомидию могут не принять, если те, о ком просят помолиться, не являются верными: не воцерковлены (не участвуют в церковных Таинствах).

Преподобный Лев Оптинский говорил:

«О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждениедля них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию».

Что происходит на проскомидии, когда все частицы вынуты?

На дискос, где уже лежат вынутые частицы, священником устанавливается предварительно окуренная ладаном звездица. Потом дискос и потир покрываются двумя отдельными, также предварительно окуренными покровцами, кроме этого, сверху на них полагается один большой покров, называемый возду́хом. Он тоже подвергается предварительному окуриванию. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц. Затем священник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть тех, кто их принес, за кого они принесены, молит Бога и за себя, дабы быть достойным для священнодействия.
Что делает священник с вынутыми частицами?
В конце Литургии, после причащения мирян, священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
videouroki.net
Что символизирует проскомидия?

На проскомидии воспоминаются Рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Рождество Спасителя знаменуют приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца; вертеп – жертвенник; ясли Богомладенца – дискос; Вифлеемскую звезду – звездица; Его пелены – покровцы; дары волхвов – потир, кадильницу и фимиам; славословие вифлеемских пастухов и волхвов – молитвы, творимые священником, совершающим проскомидию.
Дискос есть также символ гроба Господня; покровцы – Его погребальные пелены; крестообразное разрезание Агнца и прободение его копием служат символами распятия Спасителя и излияние Его крови. Кроме того, о том времени, когда Господь находился на кресте, а воин пронзил Ему ребро копьем и из пронзенного Тела истекли кровь и вода, напоминает вино, соединенное с водой, вливаемое в потир.
Еще один символ – пять просфор, используемые на проскомидии, он напоминает о Евангельском чуде насыщения Господом пятью хлебами пяти тысяч человек. Двусоставность просфоры символизирует Божество и Человечество Спасителя. Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе знаменует Церковь, Глава которой есть Господь наш Иисус Христос.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.
Оглашенные
Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему.

Название произошло от слова "Оглашать", которое означает «наставлять в истинах веры».

Эти люди готовились к принятию святого Крещения и для этого некоторые период времени.

Первоначально период оглашения продолжался три года, однако, в случае добродетельной жизни оглашенного «принималось во внимание не время, а само поведение».

Протопресв. Николай Афанасьев отмечает, что это могло означать также сокращение срока вследствие болезни и увеличение его, например, для бывших жрецов, служивших идолам.

Впоследствии время оглашения сократилось до 40 дней Великого поста, а в некоторых местах до 30.

К концу V в. институт оглашенных начинает приходить в упадок. Это происходит вследствие того, что большую часть крещаемых начинают составлять младенцы, дети христианских родителей.

В настоящее время в Русской Православной Церкви установлены всего несколько бесед для желающих покреститься (или для родителей и крестных, в случае крещения детей).

После этого человек, может быть, допущен к крещению.

Следы оглашения сохранились в современном богослужении в ектинье после чтения Евангелия.
Так, на Литургии произносится особые ектении "об оглашенных" и о "иже ко просвещению готовящихся".

Также молитвы об оглашенных присутствуют в чине Божественной Литургии, и Требнике.
После чтения Евангелия Оглашенные должны были покинуть храм.
Перед их уходом были произнесены особые совместные прошения — ектении, которые обычно звучат в конце богослужений. Это было сделано для того, чтобы Оглашенные могли помолиться вместе со всеми, а все люди могли вознести молитву о них.
Литургия Верных
После ухода Оглашенных, верующие готовятся к священному таинству причащения Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Этот этап начинается с торжественного выноса священником Святых Даров — хлеба и вина — из алтаря, чтобы они предстали перед народом.

Этот момент носит название Великого входа.
В древности хлеб и вино хранились вне храма, и духовенство входило с ними в храм. Поэтому — "Вход".

Сейчас процессия выходит из алтаря и входит туда снова через Царские Врата.

В это время хор исполняет Херувимскую песнь, приглашая верующих вместе с херувимами (которые невидимо возносят песнь Богу) представлять свое участие в божественной Литургии.
«И Херувимская, и песнь Великой субботы выражают общую для всего Востока идею, которую ввел в обиход Дионисий Ареопагит: земная литургия есть отражение в соответствующих символах литургии небесной; там Христа сопровождают ангелы, здесь .. – диаконы».
Х. Уайбру
Затем следует Великая ектения — молитва о мире и благосостоянии Церкви, священнослужителях, всех присутствующих и о том, чтобы Господь принял нашу молитву как благоухание.

После этого наступает время для Символа веры или Вероисповедания. Верующие произносят его вместе, подтверждая свою веру в основные догматы христианства.
Завершающая часть Литургии верующих — это Анафора.
Ана́фора (от греч. ἀναφορά — возношение) — это центральная молитва Божественной литургии; нередко называемая евхаристическим каноном, содержащая благодарения Богу и прошение совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы;
Иногда анафорой называется вся Литургия верных целиком.

Свое название – «Ана́фора» эта молитва получила по причине того, что ее суть — «возношение» благодарения Богу (слово Евхаристия также означает «благодарение»).

Она представляет собой единый текст, разделенный громкими возгласами священника, на которые хор отвечает песнопениями.

Сегодня, с появлением аудиотехники во многих храмах эту молитву могут слышать все прихожене, наряду с пением хора.

В литургиях разных авторов эта молитва может отличаться: у св. Иоанна Златоуста она краткая и быстрая и ее удобно служить, и св. Василия Великого она длинная и на ней вспоминаются различные категории людей, требующих молитвенной помощи.

Анафора — это сердце богослужения, время, когда происходит превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Посде анафоры следует небольшая просительная екткния и затем — момент причащения.
Верующие подходят к чаше с верой и благоговением, чтобы принять Святые Дары и соединиться со Христом.

Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник...