О храме

Храм святой Троицы

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, что на погосте, возвышается на последнем северном холме левобережной части города Тутаева (Романова-Борисоглебска), на высоком и живописном берегу Волги.

Точная дата основания деревянного храма на этом месте неизвестна, первые упоминания о нем относятся к 1621 году.
Каменная Троицкая церковь была построена в 1783 году, ровно через 500 лет после основания города Романова, в год присоединения Крыма к России. Храм оставался действующим до 1936 года, когда был арестован его последний настоятель отец Владимир Надеинский. Многие иконы из Троицкого храма были перенесены в продолжавший действовать Покровский храм.

Церковь была восстановлена в 2006 году, после чудесного явления похороненного около храма священномученика Михаила Белороссова Сергею Донцову. Первым настоятелем храма стал прот. Федор Сапунов.

Погост, на котором построена церковь, изначально был местом торговли и ярмарок, куда съезжались «гости» из дальних селений. Вокруг храма, построенного на погосте, вскоре начали хоронить, и название «погост» стало ассоциироваться с кладбищем.

Архитектурный тип храма - «корабль»: все его составляющие расположены вдоль одной прямой линии с запада на восток, и постройка издали напоминает судно. Такой способ постройки глубоко символичен - церковь сравнивается с кораблём, на котором могут укрыться все, желающие спастись.
В храме три престола: Святой Живоначальной Троицы, святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца. Среди святынь храма можно отметить редкий образ Божией Матери «Всех Надежда», пока малоизвестный в России.

В настоящее время в храме проходят регулярные богослужения. С 2012 года его настоятелем является иерей Николай Буше.

История

Деревянный храм

Храм, расположенный на северной окраине города, ранее считался уездным сельским.
В древности на этом месте была деревянная церковь, но сведений о ней сохранилось очень немного.
В переписи 1621 года упоминается:

«...за посадом, за врагом, вверх по Волге церковь Живоначальной Троицы древяна верх да трапеза великомученика Дмитрея Салунского да пределы Николы чудотворца да пророка Илии...».

Еще в одном церковном документе есть такая запись:

«Священник Троицкой, что на погосте церкви Романов-Борисоглебского уезда Иван Федоров (1711-1715 года)».


Каменный храм

Существующий ныне каменный храм был построен трудами прихожан по благословению Ростовского архиепископа Самуила в 1783 году.
В официальных дореволюционных документах церковь называется "Троицкой, что на погосте". Изначально погост, на котором построена церковь, был местом торговли и ярмарок, куда съезжались «гости» - купцы из дальних селений. Через какое-то время вокруг храма организовали кладбище, и название «погост» стало ассоциироваться с местом погребения. Здесь хоронили самых известных и уважаемых людей Романова-Борисоглебска. До сих пор сохранились некоторые надгробия с памятными надписями, в частности, чудом уцелевшая часовня-склеп семейства Маслок.

В 19 веке приход Троицкой церкви составляли 17 деревень. Сохранились свидетельства старожилов, посещавших Троицкий храм до его закрытия. По их словам, церковь отличалась "богатством убранства, хорошими иконами и фресками, была светлой из-за множества окон." В храме находилась особо чтимая икона святого великомученика Дмитрия Мироточивого Солунского (ныне утеряна).

На церковной звоннице имелись два колокола работы голландских мастеров. В формулярной ведомости об этом есть такая запись: "На втором колоколе надпись "Si Deus pro nobis contra nos? Anno 1639" (в переводе: "Если Бог за нас, то кто против нас?!"), а на пятом: "Ardus meurs me fecit anno 1667" (в переводе: "Меня сделали в 1667"). Как попали голландские колокола в Романов- Борисоглебск? Пока это остается загадкой.

В начале 20 века приход Троицкой церкви насчитывал 536 человек: 234 мужчины и 302 женщины.
При храме имелось 36 десятин (39,24 гектара) усадебной, пашенной и сенокосной земли, доход с которой шёл на содержание священнической семьи и причта.

Из священников, служивших в Троицкой церкви известны:
· Александр Зефиров
· Назарий Филиппович Никольский (служил в Троицкой церкви с 1869 по 1879гг.). Его жена- Евпраксия Александровна Зефирова (1829-1910)
· Алексей Арсеньевич Миролюбов, служил в храме с 1879г.
· Флегонт Алексеевич Доброхотов, был священником в Троицкой церкви с 1886 г.
· Владимир Фавстович Надеинский (служил с 1913 по 1931 год, три года был в заключении, потом снова служил с 1934 по 1936 год.) Жена: Елизавета Флегонтовна Доброхотова (1887 г.р.)
Если внимательно приглядеться, к именам священников и их жён, можно увидеть следы интересной традиции: до революции храм и приход переходили по наследству к мужу старшей дочери служащего священника.
Дома причта и приходская школа

в 19 веке к Троицкой церкви были приписаны два дома: священнический и дом церковного сторожа. Впоследствии, для священника был выстроен новый дом, а в старом в 1887 году открылась школа грамоты, получившая статус церковно-приходской школы.
Много сил в её развитие вложил священник Флегонт Алексеевич Доброхотов. Он преподавал в школе Закон Божий, и в течение четырех лет из собственных средств оплачивал отопление, освещение и труд прислуги . В октябре 1893 года учительницей была утверждена племянница священника, Екатерина Александровна Верещагина.

Как содержалась школа при церкви? Например, в 1897 году из Романов-Борисоглебского отделения Епархиального училищного совета на школу было отпущено 180 рублей, из которых 40 рублей на содержание школы, а 140 рублей на зарплату учительницы.
В январе 1898 года в церковно-приходской школе было 33 ученика: 17 мальчиков и 16 девочек.

До нашего времени здания школы и церковно-приходских домов не сохранились, сейчас на их месте располагаются частные дома.
Советский период

В первые десятилетия правления советской власти в Троицком храме, как и в других храмах города (уже переименованного в Тутаев), продолжали совершаться богослужения. В 1932 году в стране была объявлена пятилетка безбожия, в результате чего повсеместно стали закрываться и разрушаться церкви, было сослано в лагеря и расстреляно огромное количество священнослужителей и просто верующих людей. Этот период тяжело отразился на жизни и облике города - в Тутаеве были закрыты девять из одиннадцати существовавших храмов, два из них были уничтожены. Троицкий храм оставался действующим вплоть до 1936 года, когда был арестован его последний настоятель отец Владимир Надеинский. Священник пережил многократные аресты, издевательства, допросы и в 1937 году скончался в ссылке в Казахстане.
После закрытия храм использовался как зернохранилище, склад и инкубатор. Во время Великой Отечественной войны в церкви случился пожар, значительно повредивший и до того испорченное внутреннее убранство, в частности, иконостас.

Печальная судьба ожидала и находившееся вокруг храма кладбище. Во время войны деревянные кресты были разобраны местными жителями на дрова, надгробные плиты использовались как фундамент при постройке домов, а ограда кладбища, по одной из версий, была переплавлена для ограждения набережной Волги. В 1960 году остатки кладбища были целенаправленно уничтожены бульдозерами, вместо него заложили Парк комсомола.

Лишь в начале 90-х годов XX века Троицкий храм, заброшенный и полуразрушенный, был возвращен Русской Православной Церкви.
Полковнику милиции построившему себе дом в Тутаеве на правом берегу Волги, явился во сне незнакомый священник и поинтересовался: "Почему у тебя нет окна на мой храм?" Проснувшись, хозяин понял, что из дома видны все левобережные церкви, кроме Троицкой. Переправившись на другой берег и осмотрев храм, С.Е. Донцов с удивлением узнал явившегося ему священника на фотографии одного из надгробий. Это был священномученик расстрелянный коммунистами в 1920 году и

Однажды полковнику милиции Сергею Евгеньевичу Донцову, построившему себе дом в Тутаеве на правом берегу Волги, приснился сон. В этом сне он увидел незнакомого священника, который спросил: «Почему у тебя нет окна на мой храм?»

Проснувшись, Сергей Евгеньевич понял, что из его дома видны все левобережные церкви, кроме Троицкой. Переправившись на другой берег, он осмотрел храм и с удивлением узнал в явившемся ему священнике Михаила Белороссова, — священномученика, расстрелянного коммунистами в 1920 году и похороненного у алтаря Троицкой церкви.

Поняв, что хотел сказать ему святой, Сергей Евгеньевич начал привлекать благодетелей и восстанавливать разрушенную святыню. В процессе восстановления строители обнаружили, что под полом храма находятся кости захороненных там людей.

До революции существовала традиция погребать людей под полом храма. Многие православные люди, считая себя грешниками, просили похоронить их так, чтобы все ходили по ним ногами. Некоторые даже просили не указывать их имён.

В некоторых храмах, наоборот, просили установить памятную плиту с именем усопшего над его могилой. Возникает вопрос: это для того, чтобы люди чтили их труды, или чтобы ходили по грешнику с таким-то именем, молясь за его грехи?

Трагичность этой находки заключается в том, что на многих черепах были заметны отверстия от пуль. Что бы это значило? Неужели людей расстреливали в храме? Храм мучеников за веру? Этот вопрос остаётся открытым.

Найденные останки были перезахоронены на поляне перед храмом. Над ними был насыпан холм и установлен крест.

10 октября 2004 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил купольный крест для Троицкой церкви. А в 2006 году в полностью восстановленном храме уже совершались богослужения.

Первым настоятелем возрождённого храма стал протоиерей Феодор Сапунов.

Настоятель

Отец Николай Буше
С 2012 года настоятелем храма является иерей Николай Буше.
Коренной москвич, отец Николай вместе с семьёй переехал в тихий провинциальный Тутаев. Уже более десяти лет его жизнь неразрывно связана с этим городом и Троицким храмом.

см. также
Статья отца Николая на православие ру
Чтимые в нашем храме святые и иконы
«Будьте святы, потому что Я свят»
(1 Пет. 1, 16)

Престольные праздники нашего храма

Престол - это освящённый стол, на котором совершается Литургия. В храме их может быть несколько. Один - главный, в честь него и называется храм.

День, когда празднуется память святого, праздника или иконы, которым посвящён престол, называется ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ ХРАМА.

В нашем храме три престола и три престольных праздника. Еще мы отмечаем день смерти священномученика Михаила Белороссова. Расскажем о них подробнее....
День Святой Троицы (Пятидесятница)
В пятидесятый день после Воскресения Христова, на апостолов (учеников) Христа, поставленных на особое служение, сошел Дух Святой в виде языков пламени, ниспослав им особенные дары, необходимые для проповеди.
С этого момента началась новая эпоха в жизни людей. Теперь Дух Святой активно действует в мире, и каждый, кто захочет может его получить и стать святым...

Руководство

епископ Вениамин (Лихоманов)

Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин (Лихоманов Николай Иванович)



Дата рождения: 2 октября 1952 г.
Дата хиротонии: 22 августа 2010 г.
Дата пострига: 13 марта 2003 г.
День ангела: 5 октября

Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин стал священником в 1978 году.

С 1979 года служит в Воскресенском соборе г. Тутаева (до 1918 года Романов-Борисоглебск)

С 2007 по 2010 годы исполнял послушание духовника Ярославской епархии.

Наш дорогой владыка много лет руководит епархией. Под его руководством восстановлено богослужение во многих храмах, многие люди приняли решение посвятить свою жизнь Богу в священном сане или послужить Богу в миру.
Подробно...

Благодарим Владыку за чуткое архипастырское руководство!
прот. Василий Мозяков

Протоиерей

ВАСИЛИЙ МОЗЯКОВ


благочинный Романово-Борисоглебского округа, Заведующий канцелярией Рыбинского епархиального управления, член Епархиального совета

Благодарим отца Василия за помощь в многоразличных вопросах организации службы!
Также Вы можете посмотреть
Владыки Вениамина (Лихоманова) на pravoslavie.ru