А наш архимандрит был когда-то еще в ту войну, императорскую, на фронте. Попали они, часть или вся армия, не знаю, в такое страшное окружение, что насекомых на них было – вшей, значит, – хоть рукой греби. Потом уж все поналадилось, вышли они по милости Божией из окружения, а как долго там были – не знаю. Только с той поры у нашего архимандрита осталась привычка, – о. Павел потянулся рукой к волосам на голове, изображая, как то делал архимандрит Серафим, – ищет он, ищет вшей. “Ага! Вота она!” На себе вшей ловит. Приедем в Новгород, за стол сядем. Рыба на столе новгородская – сигинь, все хорошо. Сидим прекрасно. А наш архимандрит, гляжу – хвать – по фронтовой привычке на себе вшей ловит.
Я ему: “Да отец Серафим! Ведь из бани только. Чисто все. Ну ничего нету…”
Он мне отвечает: “А вот ты побывал бы там, где я был…”
“Ладно, – думаю, – не моего ума дело”.
А потом уж, когда наш монастырь разогнали, служил он в церкви села Кучерово, здесь недалеко от Тутаева, там его и убили. Председатель колхоза со своей женой.
А было это в Христов день или на второй день Пасхи. Жена председателя была в церкви. А в ту пору свирепствовал “торгсин”, золото скупали. И вот жена председателя колхоза стояла в храме и увидела митру на голове отца Серафима. Я ему и раньше говорил: “Батюшка, не надо надевать, только соблазн”. А он мне: “Павлуша, может, они митры сроду-то не видели, пусть порадуются”. “Да не надо, не надо!” – отговаривал я его. Ладно!
Пришла жена председателя домой и говорит мужу: “Сегодня в церкви была у попа шапка на голове, чистое золото!”
А митру ему рукоделицы уже здесь сшили – из старых четок, веселинок, одним словом, стекло. Вдруг приходят к нему ночью, на второй день Пасхи – жил он там же, в Кучерове, где и служил. Я тогда жил еще в Мологе, а он в Кучерове. Словом, стучат к нему председатель колхоза с женой. Того-другого с собой ему принесли:
“Отец Серафим, да как мы вас любим, да как уважаем! Извините, что не днем-то пришли, а вот ночью. Сами знаете, люди мы ответственные, время теперь такое, боимся”.
“Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите”.
Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором – у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней – ни золота, никакой другой ценности.
Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого – монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал… А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма.
У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, – заметил батюшка. – А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми.
Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим… Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их – оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни.
Сергей Евгеньевич Донцов сделал для России и Русской Православной Церкви очень много.
Именно этого человека Господь поставил для восстановления Троицкого храма, при помощи священномученика Михаила Белороссова!
Благодаря с. Е. Донцову в нашем храме появился и первый настоятель храма, после восстановления храма.
Вот как об этом рассказывал протоиерей Фёдор Сапунов:
"Отец Фёдор, после нескольких лет служения в Москве в храме Тихвинской Богоматери, расположенном недалеко от ВДНХ, принял решение продолжить свою деятельность в сельской местности. Он спросил совета у одного из греческих старцев, и тот посоветовал ему обратиться непосредственно в патриархию с просьбой о переводе. Однако этот совет показался неосуществимым, поскольку священников в Москве не хватает, и отец Федор был уверен, что его отпустят из Москвы. Однако старец настоял на своём, и отец Фёдор, исполняя послушание, отправился в Чистый переулок, где находится патриархия.
Сидя на стуле и ожидая своей очереди, он услышал разговор отца Аркадия (будущего епископа Пантелеимона) с другим священником о Сергее Евгеньевиче Донцове. Отец Фёдор сразу же заинтересовался, так как уже был знаком с Сергеем Донцовым по службе в Марфо-Маринской обители милосердия, куда его направили на послушание - служить священником.
В то время Марфо-Маринская обитель переживала непростое время, так как там размещалась Зарубежная Церковь и прихожане из общества «Память». Эти прихожане решили перейти в лоно Московской патриархии, и отец Фёдор был назначен туда служить. Однако поведение прихожан общества «Память» не всегда было спокойным и адекватным, что вызывало конфликты по различным вопросам. Например, сёстрам новой обители не хватало места для проживания, так как сто мужчин из общества «Память» занимали все комнаты.
Чтобы предотвратить конфликты, на разборки в обитель приезжал Сергей Евгеньевич Донцов, начальник милиции центрального округа Москвы. Он появлялся в обители в стиле Мегрэ или Холмса, с трубкой во рту, что производило большое впечатление на окружающих.
Отец Фёдор подошёл к отцу Аркадию и спросил, где сейчас Донцов. Отец Аркадий ответил, что Сергей Евгеньевич занимает высокую должность в правительстве и активно помогает Церкви. Кроме того, он искал священника для восстановления храма в Тутаеве, Ярославской области. Донцову был нужен московский священник, так как приход был бедным, и ярославские батюшки не могли материально выжить в тех условиях.
Отец Фёдор взял номер телефона Донцова и предложил встретиться. Когда встреча состоялась, отец Фёдор спросил, как Сергей Евгеньевич собирается взять его в Тутаев, если священника из Москвы не отпустят. Донцов сразу же набрал номер патриарха и спросил у святейшего патриарха Алексея об отпуске отца Фёдора в Тутаев для восстановления храма. Патриарх спросил, не сумасшедший ли отец Фёдор, на что Донцов ответил, что, вроде, нормальный. И патриарх дал своё благословение.
Так началось служение протоиерея Фёдора Сапунова в Тутаеве."