Глоссарий

Здесь Вы найдете определения некоторых церковных терминов, используемых на сайте.
Часы
Часы — это краткое богослужение, которое было установлено Церковью для того, чтобы почтить память важных священных событий.

В православии выделяются четыре основных часа:

  • Первый час — соответствует 6 часам утра по современному исчислению времени. На этом часе вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы. В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером.
  • Третий час — посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией (вне зависимости от времени ее начала), а Великим постом — перед Изобразительными.
  • Шестой час — посвящен распятию Христа. Читается перед Литургией вслед за Третьим часом и соответствует 12 часам дня.
  • Девятый час — соответствует 15 часам дня по нашему времени. На этом часе мы вспоминаем кончину Спасителя на Кресте. В современной практике Девятый час положено читать перед Всенощным бдением, а Великим постом — перед Изобразительными, вслед за Шестым часом.


Обычно часы проводятся в следующем порядке:
  • Первый час совершается по окончании всенощного бдения, после утрени.
  • Третий и шестой часы читаются непосредственно перед литургией.
  • Девятый час по уставу должен читаться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах его не проводят.

Основу молитв на часах составляют псалмы (по три на каждом часе) и песнопения, соответствующие текущему дню — тропари и кондаки.

Однако трижды в год в православии установлены особые чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе — царскими.

Это название происходит от древней традиции Византии, когда на этих часах в кафедральном соборе обязательно должен был присутствовать сам Император, оставляя все государственные дела.
Россия переняла эти традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Царские часы
Царские часы проводятся накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящены этим священным событиям. Также они совершаются в Великую Пятницу, в память о Страстях Господних.


На каждом часе, который совершается подряд, с первого по девятый, помимо псалмов, читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, а также тексты из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников выпадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день литургия не проводится.

Хотя сейчас в России нет благоверных государей, царские часы не перестают быть значимыми. Ведь в храмах присутствует Царь Небесный, который своей благодатью наполняет каждую службу. Давайте не забудем о великих часах, ведь именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, а также они предваряют Пасху.
Тропари и Кондаки
Каждый богослужебный праздник или день памяти святого имеет два песнопения посвященных ему. Они называются Тропарь и Кондак.

Тропарь (от греческого «тон, лад, мелодия, глас, напев») — это одно из самых древних церковных песнопений. Он представляет собой краткую песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называют отдельные молитвенные воззвания, содержащие законченную мысль, из которых состоят каноны, а иногда и другие краткие молитвословия.
Первое упоминание о тропарях в христианстве встречается в уставе Великой Константинопольской церкви, где они являются единственным песнопением древневизантийского богослужения. Тропарь не основан на текстах Священного Писания, то есть не является псалмом или библейской песней.
В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в различных значениях:
  1. Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в истинном смысле этого слова.
  2. Тропари канона — строфы, составляющие песни канона.
  3. Тропари на «Господи воззвах» — иногда слово «тропарь» в Типиконе обозначает стихиры на «Господи воззвах», и тогда говорят о «тропарях на Господи воззвах».
Тропари имеют свой особый напев для каждого гласа. В зависимости от содержания они могут быть охарактеризованы различными прилагательными, такими как «Воскресен», «Крестовоскресен», «Богородичен», «Мученичен», «Крестобогородичен», «Покоин», «Троичен», «Покаянен» и другими.

Кондак (от греческого «палочка, на которую наматывался свиток пергамента») — это небольшое песнопение в одну-две строфы, которое раскрывает суть праздника параллельно тропарю. В современных богослужебных книгах кондак занимает скромное место и теряется в обширных песнях канона. В своем нынешнем виде и объеме он очень похож на тропарь и даже поётся на тропарной мелодии. Кондак помещается после третьей или шестой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии.
Однако изначально, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением. В древности, еще до появления канонов, он занимал исключительное место в богослужении. Кондак представлял собой самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.
Классический древний кондак состоял из 20-30 строф, которые постепенно развивали одну общую тему. Эта поэма делилась на несколько частей: начальная строфа, икосы (чаще всего их было 24), и припев в один-два стиха. Инициалы всех строк составляли акростих, то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст.
Со временем под влиянием канона, который также представлял собой литургическую поэму, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к библейским песням, кондак стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был почти полностью вытеснен.
Современный кондак, как уже было сказано, мало чем отличается от тропаря. При беглом взгляде он, как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.
Но при более внимательном сравнении можно заметить и некоторые различия:
  1. Кондак обычно дает другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь описывает внешнюю сторону события, то кондак — внутреннюю или наоборот.
  2. Кондак изображает это событие полнее.
Примером могут служить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения и Преображения.
Богослужебные круги
Богослужебные круги представляют собой определенные и установленные Церковью циклы богослужений и молитвословий, которые разделяются на несколько видов:
  • Суточный круг
  • Седмичный круг
  • Годовой круг (подвижный и неподвижный)
Каждому из этих кругов соответствуют свои богослужебные книги: для суточного круга это Часослов и Псалтирь Следованная, для седмичного — Октоих, а для годового — Минеи для неподвижного круга и Постная и Цветная Триоди для подвижного.

Суточный круг

Суточный круг представляет собой совокупность богослужений, которые совершаются в течение суток. В церковной традиции начало суток ассоциируется с вечером. Важно отметить, что значения слов «утро» и «вечер» в греческом и церковнославянском языках, а также в современном русском языке имеют различные оттенки. Например, слово «утреня» (греческое ὄρθρος) образовано от глагола ὀρθρίζω, что означает «вглядываться со всей силой». Это связано с тем, что утреня совершается в предрассветные сумерки, когда предметы едва различимы. Поэтому по уставу «утро» соответствует четырем-пяти часам утра по нашему времени, а «вечер» — примерно четырем часам дня.
В монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, монахи встают примерно в 4–5 часов ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени, примерно к 10 утра, проводится литургия, а в 3–4 часа дня — вечерня, завершающая день.
В суточный круг входят следующие уставные богослужения (по порядку):
  • Вечерня
  • Повечерие
  • Полунощница
  • Утреня
  • 1-й час
  • 3-й час
  • 6-й час
  • 9-й час
Как видно, литургия не является частью суточного круга, но представляет собой особое богослужение — Таинство Евхаристии. В приходской традиции, как правило, опускаются повечерие и полунощница.

Седмичный круг

Седмичный круг охватывает богослужения, которые совершаются в течение недели. Он начинается с воскресенья, когда поются воскресные песнопения нового гласа, и заканчивается в субботу, когда завершается песнопение этого гласа. Каждый день седмицы имеет свою память:
  • Воскресенье — Воскресенье Христово
  • Понедельник — свв. Бесплотных Сил
  • Вторник — св. Иоанна Предтечи
  • Среда и пятница — Крестная смерть Христа
  • Четверг — свв. Апостолы и свт. Николай Чудотворец
  • Суббота — память всех святых и возможность совершать заупокойное богослужение
Несмотря на то, что дни седмицы ассоциируются с памятями святых, песнопения седмичного круга присутствуют в богослужении далеко не всегда. Воскресные тексты Октоиха — наиболее явные и частые представители седмичного круга; они отменяются только на Пасху и в случае двунадесятых Господских праздников. В то же время в богослужениях понедельника-субботы песнопения седмичного круга встречаются редко: только если отмечается память святому, которому не положено праздничного богослужения, и нет предпразднства или попразднства двунадесятого праздника. Если же случается праздник с полилеем или период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника, то Октоих не поется, а значит, песнопения седмичного круга фактически отсутствуют.

Годовой круг богослужения

Годовой круг богослужения состоит из двух параллельно идущих календарей: подвижного и неподвижного.
Подвижный годовой круг зависит от лунного календаря и начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Он включает в себя 50, 51, 54 или 55 седмиц (10 седмиц Постной Триоди + 7 седмиц Пятидесятницы + седмицы по Пятидесятнице). Количество седмиц между Пятидесятницей текущего года и началом великопостного предуготовительного периода следующего года различается, что определяет продолжительность расстояния между Пасхами соседних годов.
Подвижный круг наиболее ярко проявляется в период Триоди (то есть в течение 18 недель: от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых): здесь есть специальные праздники с подвижными датами (конкретная дата определяется Пасхой этого года) и особые песнопения в Постной и Цветной Триодях. В остальной период (от Недели всех святых данного года до Недели о мытаре и фарисее следующего года) подвижный круг отражается только в рядовых чтениях Апостола и Евангелия на литургии.

Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц. Его основу составляют праздники и памяти святых с фиксированными датами. В соответствии с византийской средневековой традицией, церковный год (а вместе с ним и неподвижный годовой круг) начинается 1 сентября по старому стилю. В XXI веке разница между гражданским григорианским «новым» стилем и церковным юлианским «старым» стилем составляет 13 дней.
Литургия
Литургия — это главное богослужение в дневном круге, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и готовят к ней.
Подробнее здесь.
Вечерня
Вечерня – первое из богослужений суточного богослужебного круга в воспоминание того, что с вечера начались дни мира. Обыкновенно совершается вечером. В своих молитвах, чтениях, песнях представляет творение мира, райское блаженство прародителей, историю спасения падшего человека.
Утреня
Утреня — это богослужение, именуемое так по времени, в которое предпочтительно должно совершаться. Значительное место в утрени занимают славословия и хваления Бога и Его святых угодников.
Повечерие
Повечерие — это богослужение, которое совершается после ужина, по вечери. Оно бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, а второе — только по определенному указанию Устава. Характер повечерия — покаянный, в нем ярко выражено осознание немощи человеческой, тягости и несовершенства человеческой жизни.
Ектения
Ектения — это продолжительное моление, произносимое диаконом или священником. Каждое прошение заканчивается пением «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи».
Антифоны
Антифоны (в переводе с греческого языка антифон означает «противогласник», «отголосок») — это песнопения, исполняемые попеременно двумя хорами, которые словно перекликаются между собой.
В православном богослужении антифонное пение возникло благодаря традиции крестных ходов. В древней Церкви существовал обычай — верующие из разных приходов стекались к храму, где отмечался престольный праздник или происходило иное значительное событие. Во время таких шествий звучали праздничные песнопения. Когда же крестные ходы встречались, то молитвы исполнялись ими попеременно.
Считается также, что антифонное звучание символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.
Прокимен
Прокимен — это стих псалма, который на богослужении предшествует чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Завета и имеет соответствующее чтению содержание.

Раньше в этом месте богослужения вероятно читался полностью весь псалом. С течением времени стали читать только один стих псалма, наиболее ярко отражающий его мысль.
Заамвонная молитва
Заамвонная молитва — это молитва, читаемая иереем в конце литургии среди народа, за амвоном. В ней содержится благословение народа, пожелания, чтобы иереи были непорочны в своем служении, а также просьбы о сохранении царей в мире и даровании изобильных плодов земли.
Канон
Канон — это обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому. Он состоит из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни.
Стихира
Стихира — это песнопение, написанное стихотворным размером на определенный напев. Исполняется вслед за стихами псалмов, например, после стиха «Господи, воззвах...».
Полунощница
Полунощница — это богослужение, называемое так по времени, в которое оно должно совершаться, что соответствует и его песням, например: «Се, Жених грядет в полуночи...». Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову.
Богородичен
Богородичен — это песнопение, прославляющее Божию Матерь. На практике Богородичнами обычно называют тропари, стихиры и каноны, посвященные Богородице.
Догматик
Догматик — это стихира, последняя в череде стихир на «Господи, воззвах». Она воспевает Божию Матерь и содержит учение о воплощении Господа Иисуса Христа.
Ипакои
Ипакои — название этого песнопения происходит от греческого слова, означающего «прислушиваться, откликаться, быть послушным». Оно призывает к особому вниманию к содержанию текста. Ипакои поются на воскресных повечерии и полунощнице после канона, а также на воскресной утрене после полиелея и после третьей песни канона в некоторые двунадесятые и великие праздники.
Ирмос
Ирмос — это начальный стих каждой песни канона, основанный на ветхозаветных гимнах. Он служит основой для тропарей, следующих за ним, и задает стихотворный размер, мелодию и содержание, которое в идеале должно отражать новозаветное воплощение ветхозаветных прообразов.
Крестобогородичен
Крестобогородичен — тропарь, в котором вспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем.
Минея месячная
Минея месячная — это богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные праздникам и святым, вспоминаемым в этот день.
Октоих
Октоих — это буквально «осмогласник». В православном богослужении используются восемь главных напевов — гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и другие песнопения поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом.
Светилен, или ексапостиларий
Светилен, или ексапостиларий — это песнопение особой назидательности, которое заключает собою канон. Название «светилен» говорит либо о свете, воссиявшем от Господня гроба (воскресные светильны), либо о свете, просвещающем тварь (постные, триодные светильны), что как бы иллюстрируется расположением этой песни в конце утрени, т.е. перед рассветом. Название ексапостиларий, от греческого слова «высылаю», может означать либо послание апостолов на проповедь, что составляет содержание воскресных ексапостилариев, либо то, что канонарх для исполнения этого песнопения высылает из хора на середину храма певца.
Триодь
Триодь — это богослужебная книга, названная так потому, что содержит в себе трипеснцы (неполные каноны из 3-х песен). Триодь Постная используется при богослужении в период Великого поста и приготовительных к нему недель (от недели Мытаря и Фарисея, с некоторыми перерывами, до Великой субботы). Богослужения по Триоди Цветной совершаются от первого дня Пасхи до дня Всех святых.
Анафема (отлучение от Церкви)
Анафема [греч. ἀνάθεμα — отлучение от Церкви] — это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и провозглашаемое Церковным собором (то есть собором духовенства).

Такая анафема свидетельствует всем , что человек сознательно отвернулся от Церкви и Христа.

Церковную анафему не стоит путать с временным запретом (греч. ἀφορισμός) человеку участвовать в церковных таинствах – наказанием за совершенные проступки:
воровство, блуд (Ап. 48), участие в получении церковной должности с помощью взятки (Ап. 30) и т. п.,
Такой запрет не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.
Временный запрет имеет некоторый воспитательный характер и служит "лекарством" для человеческой души.

Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/anafema-istoriya-i-smysl/
Царские Врата
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме.

Символизируют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.

Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определённые моменты богослужения.

На двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения. Также на Царских вратах размещают образы четырёх евангелистов.

В русской традиции слева от Царских врат размещается образ Богородицы, а справаХриста. Второй по правую сторону Царских врат обычно помещается икона праздника или святого, в честь которого освящён храм.
Херувимская Песнь
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме.

Символизируют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.

Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определённые моменты богослужения.

На двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения. Также на Царских вратах размещают образы четырёх евангелистов.

В русской традиции слева от Царских врат размещается образ Богородицы, а справаХриста. Второй по правую сторону Царских врат обычно помещается икона праздника или святого, в честь которого освящён храм.
Поместные Православные Церкви
Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей.

Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем – патриархом, архиепископом или митрополитом.

Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Устав (Типикон)
Типико́н (церковнославянский: Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ; от греческого слова τύπος — «образец, устав») — это церковно-богослужебная книга, которая устанавливает порядок православного богослужения.

В этой книге собраны лучшие образцы организации богослужения в течении года, лучшие практики проведения постов и праздников.

В различных Поместных Церквях существуют различные виды подобных уставов.