Каждый богослужебный праздник или день памяти святого имеет два песнопения посвященных ему. Они называются
Тропарь и
Кондак.
Тропарь (от греческого «тон, лад, мелодия, глас, напев») — это одно из самых древних церковных песнопений. Он представляет собой краткую песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называют отдельные молитвенные воззвания, содержащие законченную мысль, из которых состоят каноны, а иногда и другие краткие молитвословия.
Первое упоминание о тропарях в христианстве встречается в уставе Великой Константинопольской церкви, где они являются единственным песнопением древневизантийского богослужения. Тропарь не основан на текстах Священного Писания, то есть не является псалмом или библейской песней.
В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в различных значениях:
- Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в истинном смысле этого слова.
- Тропари канона — строфы, составляющие песни канона.
- Тропари на «Господи воззвах» — иногда слово «тропарь» в Типиконе обозначает стихиры на «Господи воззвах», и тогда говорят о «тропарях на Господи воззвах».
Тропари имеют свой особый напев для каждого гласа. В зависимости от содержания они могут быть охарактеризованы различными прилагательными, такими как «Воскресен», «Крестовоскресен», «Богородичен», «Мученичен», «Крестобогородичен», «Покоин», «Троичен», «Покаянен» и другими.
Кондак (от греческого «палочка, на которую наматывался свиток пергамента») — это небольшое песнопение в одну-две строфы, которое раскрывает суть праздника параллельно тропарю. В современных богослужебных книгах кондак занимает скромное место и теряется в обширных песнях канона. В своем нынешнем виде и объеме он очень похож на тропарь и даже поётся на тропарной мелодии. Кондак помещается после третьей или шестой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии.
Однако изначально, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением. В древности, еще до появления канонов, он занимал исключительное место в богослужении. Кондак представлял собой самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.
Классический древний кондак состоял из 20-30 строф, которые постепенно развивали одну общую тему. Эта поэма делилась на несколько частей: начальная строфа, икосы (чаще всего их было 24), и припев в один-два стиха. Инициалы всех строк составляли акростих, то есть первые буквы строф также складывались в осмысленный текст.
Со временем под влиянием канона, который также представлял собой литургическую поэму, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к библейским песням, кондак стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был почти полностью вытеснен.
Современный кондак, как уже было сказано, мало чем отличается от тропаря. При беглом взгляде он, как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.
Но при более внимательном сравнении можно заметить и некоторые различия:
- Кондак обычно дает другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь описывает внешнюю сторону события, то кондак — внутреннюю или наоборот.
- Кондак изображает это событие полнее.
Примером могут служить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения и Преображения.