История в лицах

Служившие и молившиеся Богу в Троицком храме
Расскажем о них подробнее...
Иван Федоров
Священник Троицкой церкви
Упоминается в летописи.
«Священник Троицкой, что на погосте церкви Романов-Борисоглебского уезда Иван Федоров (1711-1715 года)».
Более о нем ничего не известно.
Архимандрит Серафим
Наместник Варлаамо-Хутынского Монастыря
(похоронен у алтаря нашего храма)
Трагична судьба последнего наместника Варлаамо - Хутынского монастыря – архимандрита Серафима.
О нем отец Павел (Груздев) рассказывал:
“Наш монастырь был от Новгорода десять верст, Хутынь-то. А почему-то очень любили приглашать нашего архимандрита Серафима в Новгород, в гости на всякие праздники. Машин еще у нас не было. И вот с утра пешком тихонько пойдем по дороге, а то и на какой лошадке поедем в красавец город – Новгород Великий. Словом, поехали. Сопровождали нашего архимандрита Серафима чаще всего отец Виталий, иеродиакон Иона, бывало, и я.

А наш архимандрит был когда-то еще в ту войну, императорскую, на фронте. Попали они, часть или вся армия, не знаю, в такое страшное окружение, что насекомых на них было – вшей, значит, – хоть рукой греби. Потом уж все поналадилось, вышли они по милости Божией из окружения, а как долго там были – не знаю. Только с той поры у нашего архимандрита осталась привычка, – о. Павел потянулся рукой к волосам на голове, изображая, как то делал архимандрит Серафим, – ищет он, ищет вшей. “Ага! Вота она!” На себе вшей ловит. Приедем в Новгород, за стол сядем. Рыба на столе новгородская – сигинь, все хорошо. Сидим прекрасно. А наш архимандрит, гляжу – хвать – по фронтовой привычке на себе вшей ловит.

Я ему: “Да отец Серафим! Ведь из бани только. Чисто все. Ну ничего нету…”

Он мне отвечает: “А вот ты побывал бы там, где я был…”

“Ладно, – думаю, – не моего ума дело”.

А потом уж, когда наш монастырь разогнали, служил он в церкви села Кучерово, здесь недалеко от Тутаева, там его и убили. Председатель колхоза со своей женой.

А было это в Христов день или на второй день Пасхи. Жена председателя была в церкви. А в ту пору свирепствовал “торгсин”, золото скупали. И вот жена председателя колхоза стояла в храме и увидела митру на голове отца Серафима. Я ему и раньше говорил: “Батюшка, не надо надевать, только соблазн”. А он мне: “Павлуша, может, они митры сроду-то не видели, пусть порадуются”. “Да не надо, не надо!” – отговаривал я его. Ладно!

Пришла жена председателя домой и говорит мужу: “Сегодня в церкви была у попа шапка на голове, чистое золото!”

А митру ему рукоделицы уже здесь сшили – из старых четок, веселинок, одним словом, стекло. Вдруг приходят к нему ночью, на второй день Пасхи – жил он там же, в Кучерове, где и служил. Я тогда жил еще в Мологе, а он в Кучерове. Словом, стучат к нему председатель колхоза с женой. Того-другого с собой ему принесли:

“Отец Серафим, да как мы вас любим, да как уважаем! Извините, что не днем-то пришли, а вот ночью. Сами знаете, люди мы ответственные, время теперь такое, боимся”.

“Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите”.

Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором – у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней – ни золота, никакой другой ценности.

Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого – монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал… А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма.

У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, – заметил батюшка. – А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми.

Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим… Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их – оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни.

Флегонт Доброхотов
настоятель Троицкой церкви
Флегонт Алексеевич Доброхотов был сыном священника, уроженцем села Зиновьево Пошехонского уезда. В 1874 году он окончил курс Ярославской Духовной семинарии и был определен учителем в Ишмановское народное училище Романово-Борисоглебского уезда.

В 1872 году Флегонт Доброхотов был рукоположен в диакона в Воскресенском соборе нашего города, а в 1881 году в священника церкви села Потыкино. С 1882 года по 1886 год он был законоучите- лем и учителем Потыкинского народного училища. Проявив радение в исполнении обязанности законоучителя, он был неоднократно отмечен начальством и все последующие годы был непосредственно связан с народным образованием. На отопление, освещение и при слугу училища отец Флегонт расходовал собственные средства.

При Троицкой церкви на погосте, куда в 1886 году был перемещен 35-летний отец Флегонт, имелась одноклассная церковно-приходская школа, размещавшаяся в церковном доме священника, как указывалось в ведомости, «со всеми школьными удобствами и с ночлежной квартирой, приспособленной для общежития учеников». Первоначально это была школа грамоты, а в сентябре 1888 года Епархиальный училищный совет переименовал ее в церковно-приходскую. Отец Флегонт Доброхотов был утвержден заведующим и законоучителем, а учительницей с 1893 года состояла его племянница, окончившая курс в Ярославском епархиальном женском училище, Екатерина Верещагина. Затем он преподавал Закон Божий в двухклассном городском женском училище, а также в школе при ремесленной мастерской, где он проводил праздничные и воскресные чтения.
С 1891 по 1896 годы отец Флегонт состоял в должности наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты по первому округу нашего уезда. В эти же годы он был законоучителем в первом приход- ском училище.
Всю свою жизнь о. Флегонт посвятил русской православной церкви и до конца своих дней не переставал усердно трудиться во благо народного образования. Вечная память...

Владимир Надеинский
Последний настоятель Троицкой церкви
в советское время
Владимир Фавстович Надеинский родился 5 апреля 1870 года в семье священника Фавста Евгеньевича Надеинского в селе Кабаново Мышкин-ского уезда Ярославской губернии. По окончании Ярославской Духовной Семинарии В 1905 году Владимир Фавстович был назначен учителем в Шишиловскую церковно- приходскую школу Мышкинского уезда. С 1905 года был воспитателем, законоучителем и учителем в Ярославском исправительном приюте для малолетних. В 1907 году Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Ярославским и Ростовским, был рукоположен в священника и направлен в церковь села Рославлево Романов-Борисоглебского уезда, куда и прибыл 16 апреля 1907 года. Здесь отец Владимир, помимо служения в храме, преподавал Закон Божий в сельской церковно-приходской школе.
В 1912 году он был переведен в Троицкую церковь. Кроме того, батюшка являлся заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, неоднократно получал награды и благодарности за отлично-усердную службу в сане священника, за труды по обучению и воспитанию детей.
11 февраля 1931 года отец Владимир был арестован тутаевским отделом ОГПУ как член группы церковников, проводивших антисоветскую, антиколхозную агитацию. На допросах он не скрывал своих убеждений: «Все мероприятия Советской власти с нашим учением непримиримы, так как направлены K уничтожению религии и Церкви. Поэтому в своих беседах с верующими людьми я всегда говорил, что надо быть осторожными, что идет гонение на веру Христову, что через Советскую власть, творящую насилие как власть антихриста, Бог посылает испытание для верующих, а, может быть, близится и кончина мира».

Отец Владимир Надеинский с семьей
Как рассказывают старожилы, семья эта отличалась интеллигентностью, образованностью, а главное, – безмерной любовью к людям. Они по возможности помогали нуждающимся: ссыльному духовенству, привечали у себя дома всех нищих и обездоленных, кормили обедом или «чем Бог послал».
30 апреля 1931 года на судебном заседа- нии коллегии ОГПУ священник Владимир Надеинский был осужден по статье 58 п. 10 УК РСФСР на заключение в лагерь сроком на три года. Он был отправлен этапом в город Усолье (Вишлаг).
Известно о том, как его мучили в заключении, морили голодом, сажали в карцер, но о. Владимир с гордостью говорил, что ни в один религиозный праздник он не выходил на работу. Батюшка с достоинством и мужеством переносил все издевательства.

Отец Владимир и Матушка Елизавета Надеинские
Тяжело было тогда и матушке Елизавете,
детям...
Будучи женой дважды репрессированного священника, матушка стойко переносила все невзгоды и тяготы судьбы. Помимо того, что она воспитывала пятерых детей (Александру, Сергея, Людмилу, Дмитрия и Николая), она тоже подвергалась репрессиям. Вскоре после ареста мужа конфисковали дом, землю и некоторые вещи. Матушка Елизавета рано потеряла красавицу дочь, которая умерла совсем юной во время родов. Отпевал тогда ее сам о. Владимир, похоронив родного человека около Троицкой церкви со стороны Алтаря. Так, потеря за потерей... Но даже тяжелые испытания не поколебали веру матушки, она продолжала смиренно
молиться...
И вот 20 января 1934 года отец Владимир освобожден из заключения. Он приехал в город Тутаев к своей семье, которая его ждала и во всем поддерживала. Батюшка сразу же вернулся к своей пастве в Троицкую церковь, где был встречен с любовью. Как прежде, он горячо молился о безвинно страдающих в заключении, по возможности помогал ссыльному духовенству, читал проповеди. Прошло неполных два года, и вот новый арест 31 июля 1936 года. Ему были предъявлены следующие обвинения:
«Произносил в церкви антисоветские проповеди.
Оказывал материальную помощь заключенным, произносил молитву о них.
Проводил агитацию за невыход на колхозные работы в праздники, совершал молебны о дожде.

Отец Владимир Надеинский
Нарушал Советские законы, совершал по деревням хождения с молебнами без разрешения органов власти.»
Из протокола допроса: «Я говорил в своих проповедях, что служение земным благам является для человека вредным».
О. Владимир не только отрицал свою какую-либо вину перед государством, но и отказался подписывать протоколы допросов по религиозным убеждениям.
9 декабря 1936 года на особом совещании при НКВД священник Владимир Фавстович Надеинский был вторично осужден по статье 58 п. 10 УК РСФСР на ссылку в Казахстан в город Алма-Ата сроком на пять лет, откуда он уже не вернулся....
В начале 1999 года согласно постановлению Священного Синода в Ярославской Епархии проводились исследования архивных материалов о репрессированных священнослужителях. Удалось выяснить, что В 1989 году отец Владимир был реабилитирован: 3 мая по архивному делу С-4191, а 6 июня по архивному делу С-4182. Более никаких данных обнаружено не было.
На сегодняшний день известно, что он умер в заключении в Казахстане (после 1937 г). Но точно одно: в сердцах прихожан Троицкой церкви жива память о батюшке, как о чутком и принципиальном человеке, всегда спешившем помочь и поддержать людей словом Божьим.
Потомки отца Владимира Надеинского с настоятелем храма о. Николаем Буше у Троицкого храма
Михаил Белороссов
Священномученик, чудотворец
Священномученик Михаил служил священником в городе Романове-Борисоглебске в начале 20-го века. Он был убит революционерами и похоронен около Троицкого храма. Через 80 лет после этого он явился во сне Сергею Донцову и повелел восстановить разрушенный Троицкий храм. Подробнее можно прочитать тут.
Павел Груздев
архимандрит, старец
Отец Павел Груздев прошел лагеря, тюрьмы. Там он спас многих людей от голодной смерти. После этого стал священником, служил много лет. Оставил множество стихов, песен, историй, повествований.
К концу жизни Господь сподобил отца Павла способностью творить чудеса и предвидеть будущее... Подробнее Вы можете прочитать тут...
Федор Сапунов
Настоятель Троицкой церкви
после ее восстановления
Первым настоятелем восстановленного в 2000х годам храма, стал протоиерей Федор Сапунов. Именно его трудами храм был восстановлен и в нем возобновилось богослужение. Отец Федор служил в храме до 2012 года, когда перевелся в другую епархию.
Сергей Донцов
Ктитор Троицкого храма
Сергей Евегеньевич Донцов - человек, усилиями которого был восстановлен Троицкий храм, после явления ему во сне сщмч. Михаила Белороссова.

Сергей Евгеньевич Донцов сделал для России и Русской Православной Церкви очень много.


Во время путча 1993г Святейший Патриарх Алексий II, позвонил мэру Москвы Лужкову с просьбой привезти в Богоявленский кафедральный собор г. Москвы Владимирскую икону Божией Матери, и Юрий Михайлович Лужков поручил техническое исполнение Донцову С.Е.

Работая начальником государственно-правового управления мэрии г. Москвы, он, во главе отряда ОМОНа, пришел в Третьяковскую галлерею и попросил взять икону на время, чтобы народ мог перед ней помолиться, как и прежде делали в тяжелые для России годы.

Вот как он сам это описывает:

"..После малого срока переговоров покойный патриарх понял их бесполезность и решил прибегнуть к традиционному для православия средству — молитве перед чудотворным образом Божьей Матери Владимирской. Для этого ее надо было забрать из Третьяковской галереи. Некое по юридической сути ничтожное основание оформили гарантийным письмом (возьмем и сразу же вернем), подписанным от имени Правительства РФ, мэрии Москвы и РПЦ.
На работников Третьяковки подействовало не письмо и не мои омоновцы, а сказанные мною слова: «Дайте Христа ради икону помолиться на один день, мы ее вернем». Я отродясь такого не говорил, это было от Нее.
И был сугубый молебен, и тысячи людей внутри и вокруг Елоховского собора, и «послевоенный» Указ Б.Н.Ельцина «О воссоздании исторического образа Красной площади», которым РПЦ были возвращены иконы Божьей Матери Владимирская и рублевская «Троица» (правда, только во владение и пользование). "(www.mk.ru от 20.09.2019)


Владимирская икона Божией Матери
Руководство галлереи не смогло отказать столь представительной делегации, и икона была вывезена в Богоявленский кафедральный собор, перед ней совершен молебен, и, потом, возвращена обратно в галерею.
Господь тогда по молитвам Божией Матери помиловал нашу страну и сохранил ее от гражданской войны и разрушения.

Благодаря участию С.Е. Донцова иконы Божьей Матери Владимирская и рублевская «Троица» были возвращены Церкви, и, есть и его вклад в том, что теперь "Троица" уже вернулась в Троице-Сергиеву Лавру.

Будучи человеком верующим и работая в мэрии Москвы, заместителем Лужкова по взаимодействию с правоохранительными органами и спецслужбами, он взял добровольно на себя обязанность по взаимодействию с московской патриархией.

Его стараниями многие обители были переданы именно Московской Патриархии, а не Русской Зарубежной Церкви.
Впоследствии обе эти ветки-наследницы дореволюционной Русской Церкви объединились, но тогда было много вопросов друг ко другу, и решение о передаче памятников именно РПЦ в то время было важным.

Благодаря Вадиму Бакатину при посредничестве Сергея Донцова были упразднены подразделения КГБ, следившие за Русской Православной Церковью. Вот как описывает это сам С. Е. Донцов:
"...Еще одна просьба Бакатина была простой, но необычной: хотел бы переговорить и посоветоваться со св. патриархом Алексием II о полном снятии опеки КГБ над РПЦ. Следующим днем мы посетили резиденцию в Чистом переулке. Проговорили более двух часов, и по большей части просто о роли религии в России и в мире и о семье Бакатина, в доме которого всегда были иконы и верующие женщины. Вмешательство КГБ в кадровые и иные вопросы РПЦ (заодно и всех иных традиционных конфессий в России) было прекращено, соответствующие подразделения КГБ ликвидированы." (www.mk.ru от 07.08.2022)

Именно этого человека Господь поставил для восстановления Троицкого храма, при помощи священномученика Михаила Белороссова!


Благодаря с. Е. Донцову в нашем храме появился и первый настоятель храма, после восстановления храма.


Вот как об этом рассказывал протоиерей Фёдор Сапунов:


"Отец Фёдор, после нескольких лет служения в Москве в храме Тихвинской Богоматери, расположенном недалеко от ВДНХ, принял решение продолжить свою деятельность в сельской местности. Он спросил совета у одного из греческих старцев, и тот посоветовал ему обратиться непосредственно в патриархию с просьбой о переводе. Однако этот совет показался неосуществимым, поскольку священников в Москве не хватает, и отец Федор был уверен, что его отпустят из Москвы. Однако старец настоял на своём, и отец Фёдор, исполняя послушание, отправился в Чистый переулок, где находится патриархия.


Сидя на стуле и ожидая своей очереди, он услышал разговор отца Аркадия (будущего епископа Пантелеимона) с другим священником о Сергее Евгеньевиче Донцове. Отец Фёдор сразу же заинтересовался, так как уже был знаком с Сергеем Донцовым по службе в Марфо-Маринской обители милосердия, куда его направили на послушание - служить священником.


В то время Марфо-Маринская обитель переживала непростое время, так как там размещалась Зарубежная Церковь и прихожане из общества «Память». Эти прихожане решили перейти в лоно Московской патриархии, и отец Фёдор был назначен туда служить. Однако поведение прихожан общества «Память» не всегда было спокойным и адекватным, что вызывало конфликты по различным вопросам. Например, сёстрам новой обители не хватало места для проживания, так как сто мужчин из общества «Память» занимали все комнаты.


Чтобы предотвратить конфликты, на разборки в обитель приезжал Сергей Евгеньевич Донцов, начальник милиции центрального округа Москвы. Он появлялся в обители в стиле Мегрэ или Холмса, с трубкой во рту, что производило большое впечатление на окружающих.


Отец Фёдор подошёл к отцу Аркадию и спросил, где сейчас Донцов. Отец Аркадий ответил, что Сергей Евгеньевич занимает высокую должность в правительстве и активно помогает Церкви. Кроме того, он искал священника для восстановления храма в Тутаеве, Ярославской области. Донцову был нужен московский священник, так как приход был бедным, и ярославские батюшки не могли материально выжить в тех условиях.


Отец Фёдор взял номер телефона Донцова и предложил встретиться. Когда встреча состоялась, отец Фёдор спросил, как Сергей Евгеньевич собирается взять его в Тутаев, если священника из Москвы не отпустят. Донцов сразу же набрал номер патриарха и спросил у святейшего патриарха Алексея об отпуске отца Фёдора в Тутаев для восстановления храма. Патриарх спросил, не сумасшедший ли отец Фёдор, на что Донцов ответил, что, вроде, нормальный. И патриарх дал своё благословение.


Так началось служение протоиерея Фёдора Сапунова в Тутаеве."


Сейчас заслуги Донцова перед Церковью во многом забыты, но мы должны их помнить, потому что неблагодарность это страшный грех!