Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
В первых словах Символа веры мы однозначно и безоговорочно объявляем о вере в единого Бога. Нет никаких других богов и не было никогда. Есть только Он, единственный Творец всей Вселенной. Всего видимого мира (доступного нашему чувственному восприятию) и невидимого (например, бесплотных духов). И нет ничего в этом мире, кроме зла, что не было бы Им сотворено.
И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, Иже от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша.
В этих словах и далее, где речь пойдет о Святом Духе, мы исповедуем веру в то, что Бог един по существу, но троичен в лицах. В то, что единый Бог открыл Себя миру как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Конкретно же в этом отрывке мы признаем божественность Иисуса Христа, Сына Божьего, второй Ипостаси Святой Троицы.
Иисус Христос не просто великий учитель или пророк (как говорят например мусульмане). Нет, Он Сын Божий, обладает единой природой, сущностью с Отцом и рождается от Него прежде всех век (то есть до начала времен). Рождается, а не творится! Слова «Имже вся быша» означают, что все существующее Бог Отец сотворил Сыном Своим. В православном богословии Сын Божий называется еще Логосом, или Словом Божьим. И именно Словом Бог Творит мир.
Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Иисус Христос — это Бог, Который из любви к людям, чтобы избавить их от власти греха, смирился до того, чтобы стать человеком. В соответствии с пророчеством архангела Гавриила, который возвестил Богородице о рождении от нее Спасителя, Он воплотился от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком (вочеловечился).
Рожденный как все люди, Он испытывал человеческие потребности: хотел есть, пить, нуждался в отдыхе. Был, по формулировке святых отцов, во всем подобен нам, кроме греха. Иисус объединил в себе Божественную и человеческую природы. Он — истинный Бог и совершенный человек.
Распя́таго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
И воскресшаго в третий день, по Писанием;
Многие в народе Израиля ждали явления Мессии, который придет и освободит их от власти римлян. Мессия пришел, а его распяли на кресте. Иисус не принес Израилю политическую независимость. Он дал человечеству гораздо больше — своей жизнью, страданиями и кончиной на кресте он искупил первородный грех, открыл людям возможность спасения души и вечной жизни в Царстве Небесном. Он был распят, умер и погребен в пещере, когда прокуратором или правителем Иудеи был римлянин Понтий Пилат. А на третий день Иисус воскрес, как об этом предсказывали пророки в своих писаниях.
И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесную Отца;
На сороковой день после Своего Воскресения Христос вознесся на Небеса и, как о том образно свидетельствует Евангелие, воссел одесную (справа от) Бога Отца.
Преображенная воскресением человеческая природа оказалась включена в тайну бытия Божьего. И с тех пор любой человек может приблизиться к Небесному Отцу, стать подобным Богу, как Бог стал подобным нам. Как это сделать? Жить по Евангелию, исполнять заповеди Божии, участвовать в церковной жизни, церковных таинствах. Бог, видя намерения и усилия человека, поддерживает его на этом пути, посылает ему Божественную благодать
Слово "справа" в данном случае означает не геометрическое положение, но справа от царей сидели самые высокопоставленные люди, которые занимались всеми делами в государстве. Это значит что Отец передал Сыну полноту власти. Власти и творить Суд над людьми, что мы и увидим в следующем члене Символа Веры.
И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
Однажды — об этом дне не знает никто, кроме Бога — Христос вернется на землю. Это называется Второе Пришествие. А после состоится Страшный суд, на котором предстанут как ныне живые, так и уже умершие люди (ведь душа человеческая бессмертна). И после этого наступит Царство Божие, которое уже никогда не прекратится.
И в Духа Святаго, Господа Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
Здесь речь идет о третьей ипостаси Святой Троицы — Святом Духе. Мы подтверждаем, что верим в Него, поклоняемся Ему и славим Его так же, как Отца и Сына. Что именно под вдохновением Святого Духа говорили все ветхозаветные пророки. Также тут говорится о личном свойстве Святого Духа, которым Он отличается от Бога Отца и Бога Сына, — что Святой Дух исходит от Бога Отца. Иисус Христос говорит об этом так: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15:26). Утешителем Святой Дух называется потому, что Он наполняет души людей миром, спокойствием и блаженством.
"Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима"-- значит Ему поклоняются и Его славят вместе с Отцем и Сыном
Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
Церковь — это богочеловеческий организм: она состоит из людей, но Ее главой является Сам Иисус Христос, в Ней действует Святой Дух. Церковь свята не от того, что христиане застрахованы от ошибок и заблуждений, а потому что несмотря на ошибки и заблуждения людей, Бог все равно остается в Церкви. Соборность же — это единство Церкви. Как писал святитель Филарет Московский, Церковь «не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов». Церковь называется Апостольской, потому что именно апостолы — ближайшие ученики Христа — стояли у истоков исторического бытия Церкви. Также в Церкви сохраняется апостольское преемство. Оно выражается в том, что Церковь хранит то вероучение, которое она получила от апостолов и в ней через таинство Рукоположения происходит передача благодати священства. Таким образом, каждый рукоположенный священнослужитель имеет своим духовным «предком» кого-то из двенадцати апостолов Христа.
Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Здесь мы подтверждаем веру в таинство Крещения как в духовное рождение. Приняв крещение, человек начинает новую жизнь христианина. Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека. В нем человеку прощаются все совершенные ранее грехи. Он переживает новое, духовное, рождение.
Чаю воскресе́ния мертвых.
И жизни бу́дущаго века. Аминь.
Христианство настаивает на том, что в конце времен все умершие воскреснут. Это настолько важно, что апостол Павел пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13,18–19). В конце Символа веры мы еще раз обращаемся ко времени после Второго Пришествия и Страшного суда.
Мы не боимся этого времени, а чаем (то есть очень желаем) его наступления.