День Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда

... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:1-18)
Это особое молитвенное поклонение, совершаемое Церковью именно Третьему Лицу Святой Троицы. Православная Церковь совершает его на другой день после праздника, именуемого Троицей – так как через Сошествие Духа на Апостолов было довершено домостроительство человеческого спасения. Это также – день, когда человечеству явлен Бог как Святая Троица, Триединство Отца, Сына, Духа.

Само событие, послужившее для него основанием, хорошо известно из книги «Деяний Апостолов», написанной св. Лукой. Ее первые главы рассказывают о Вознесении Господнем, а также о событии, случившемся на 10 день после него (или – на 50 после Воскресения Христова). Тогда община учеников Христовых пребывала «единодушно вместе», ожидая исполнения обетования Христова о том, что им будет послан «Утешитель». Вот как описывает происшедшее св. Лука:
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
(Лк.2:2-4)
Так родилась Церковь – тогда же, после горячей проповеди св. Петра, сказанной Духом Божиим, к общине чрез Крещение присоединилось до 3000 уверовавших иудеев. Такова сила Третьего Лица Святой Троицы.
При этом, как подчеркивает, свт. Иннокентий Херсонский, не стоит думать, что до Сошествия на Апостолов Его не было в мире – напротив, свидетельства Его действий многообразны уже в ветхозаветные времена: Дух Божий «носился над водою» при создании мира (Быт.:1). Им жили, дышали праотцы Авраам, Исаак, Моисей, Его словами говорили пророки. Ведь Дух, будучи Богом, вездесущ, всепроникающ.
Фреска. Святой Дух на престоле. Рильский монастырь
Потому, по слову свт. Иоанна Златоуста, бедный человеческий язык лишь пытается сказать о происшедшем, как «сошествии», не имея слов для точного выражения случившегося. Значение же его – то, что Дух явил Свою особую Силу, Благодать, именно в Церкви, общине учеников Христа, прежде всего – на самих учениках.
Эта-то радость наполняет сердца христиан спустя почти два тысячелетия, до наших дней!