Толкование 103 псалма:
Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.
Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).
Пс.103:1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Пс.103:2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
Пс.103:3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Пс.103:4. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.
Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.
Пс.103:5. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Пс.103:6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
Пс.103:7. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
Пс.103:8. восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Пс.103:9. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.
Пс.103:10. Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],
Пс.103:11. поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
Пс.103:12. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Пс.103:13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.
Пс.103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
Пс.103:15. и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Пс.103:16. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
Пс.103:17. на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
Пс.103:18. высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.
Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.
Пс.103:19. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
Пс.103:20. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
Пс.103:21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Пс.103:22. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
Пс.103:23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Пс.103:24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок («знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!
Пс.103:25. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
Пс.103:26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26)), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.
Пс.103:27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Пс.103:28. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
Пс.103:29. скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
Пс.103:30. пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.
Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.
Пс.103:31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
Пс.103:32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Пс.103:33. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Пс.103:34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Пс.103:35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.
102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее (Пс. 87) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.
103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.
По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.
«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода... Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).